О проекте



 

На современном этапе средства массовой информации являются одним из самых важных

институтов гражданского общества и оказывают большое воздействие на жизнь, развитие и

воспитание подрастающего поколения.

Как школьнику не затеряться в потоке различной информации? Как отобрать из информационного

потока необходимую, правильную и достоверную? Отсюда возникает необходимость учить детей

овладевать элементарными навыками информационной деятельности.

Самодеятельные средства массовой информации и детская журналистика в целом является одним

из наиболее адекватных способов социализации личности. Анализ поведения детей  выявил

общие тенденции - сокращение времени, уделяемому чтению.

На мой взгляд, школьная газета, как нельзя лучше  является такой организационной формой

практической деятельности, которая решает эту проблему. Вне всяких сомнений, выбранный  проект

по изданию школьной газеты является актуальным, потому что в нашей газете обсуждаются все

события, все проблемы, происходящие в нашей  школе, районе, городе и в стране в целом. Эти

события  имеют свою практическую значимость для детей начального школьного возраста.

 

Назначение:

 

Школьная газета «Школьная карусель» предназначена для  формирования навыков

литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе,

приобретения теоретических и практических навыков работы на компьютере. Кроме того, учащиеся

знакомятся  с современным издательством, который сегодня немыслим без компьютерных

технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы.

Мощность средств, включенных в издательские системы настолько велики, что практически весь

процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом графические

возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами могут подбирать

иллюстрации, использовать множество фотографий, создавать коллажи, проводить интервью, опросы

и создавать статьи.

 Содержание проекта предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой

темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, а так же работу педагогов и родителей.

При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы

выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе

группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что

ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.

Проект способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной

информатики, формированию у них навыков алгоритмического мышления, пониманию компьютера

как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы

с компьютером и современными информационными технологиями.

 

 

Цель проекта:

 

Создание общедоступного информационного ресурса в сфере школьного образования. Развитие

творческой свободы активности, инициативы учащихся в поисках материала для газеты, умение

правильно использовать компьютер, умение правильно пользоваться программами для создания газеты.

А так же, развитие личности, создание основ творческого потенциала обучающихся, развитие

коммуникативных навыков. Создание в образовательном пространстве начальной школы условий

для самовыражения.

Задачи:

 

1.                     Обучить самостоятельной работе с компьютерной библиотекой.

2.                     Изучить материалы школьной библиотеки.

3.                     Разработать этапы создания школьной газеты.

4.                     Разработать требования к школьной газете.

5.                     Обучить методике подготовки и выпуска газет.

6.                     Сформировать навыки речевой культуры.

7.                     Выявить эффективность школьной газеты.

8.                     Развивать навыки компьютерной грамотности.

Проект рассчитан:

 

на 1 год  (2015)

Принцип работы:

 

Обучающиеся 1, 2, 3, 4 класса, с ярко выраженными способностями, активные учителя

школы, заинтересованные родители, администрация школы.

 

Режим работы:

 

выпуск электронной газеты 1 раз в месяц.

 

Основа проекта:

 

В основе создания проекта лежат следующие образовательные стандарты:

*                        Уметь работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать

фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

*                        Уметь выявлять авторскую позицию;

*                        Уметь выражать свое отношение к прочитанному;

*                        Уметь выделять и формулировать тему, идею;

*                        Уметь строить устные и письменные высказывания;

*                        Уметь создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм

русского литературного языка;

*                        Уметь находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о

конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная

литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

*                        Уметь ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения,

обладающие высокой эстетической ценностью.

*                        Уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения

и аргументировано отстаивать свою.

 

Ожидаемые результаты обучения

 

·                Сформированные знания о роли информации в деятельности человека;

·                Сформированные знания об этических  правилах и нормах, применяемых при работе с информацией;

·        Умение работать с документами, с любым письменным или печатным текстом, который может быть источником актуальной информации;

·                Умение работать над текстами;

·                Умение создавать информационные объекты на компьютере.

 

 

С точки зрения  дифференцированного обучения

 

Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать

то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает

больший интерес:

·                        поиск информации для заметки;

·                        поиск и анализ информации в Интернете;

компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий.

Главный редактор – общее руководство всеми этапами создания газеты: формирование тематики

каждого номера, распределение обязанностей между учащимися, создание макета будущего

номера, осуществление контроля всей структуры в целом.

 

Оборудование, необходимое для реализации проекта

 

Фотоаппарат, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер,

интернет. Программы обработки изображений,  текстовые редакторы, другие справочники на CD-ROM,

веб-ресурсы.

План проведения проекта

(Предварительно в классах начальной школы было проведено анкетирование, которое помогло

принять окончательное решение о необходимости создания школьной электронной газеты.)

               1 этап. Организационно-подготовительный

• Формирование групп учащихся, выбор главного редактора.

• Составление плана работы (составление тематики газет на год).

• Формулирование вопросов для исследований.

• Подбор информационный ресурсов для проекта.


                 2 этап. Обучающий

• Изучение методов сбора и обработки информации.

• Определение групп по интересам (рубрикам газеты).

• Определение этапов работы над номером газеты.


                 3 этап. Исследовательский

• Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:

1. Самостоятельный поиск информации.

2. Работа с печатными материалами.

3. Сохранение результатов в формате Word .

4. Выводы по работе.

5. Взаимооценка работ друг у друга.

• Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.

• Оформление номера газеты.


               4 этап. Итоговый

1. Презентация результатов проекта.

2. Подведение общих итогов.

Предполагаемый результат


Выпуск  электронных газет. Презентация  итога проекта.

 

  Литература

 

1.                     Информационная грамотность в начальной школе.

2.                     Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ”

№13, 15, 16. 2004 год

3.                     Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

4.                     Ресурсы Интернета

5.                     Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”

на сайте WWW:http://www.1september.ru

6.                     Другие источники.

7.                     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/05/05/proekt-sozdaniya-shkolnoy-gazety